+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Скульптура Египта. Новое царство

Рельеф с саркофага царицы Хатшепсут

egyptian_sculptureЭто рельефное изображение изящной женской фигуры украшает узкий торец саркофага, выполненного из красного кварцита. Он предназначался для того, чтобы сохранить тело умершего в его «доме вечности». Головной убор и надпись перед фигурой идентифицирует ее как Исиду, одну из величайших египетских богинь Древнего Египта. «Великая чарами», защитница и Великая мать, она преклоняет колени на иероглифе «золото», обозначающем нетленность, и возлагает руки на кольцеобразный знак «шен» - символ бесконечности; на голове богини - ее эмблема - стилизованное изображение престола. Согласно древнеегипетским текстам, Исида нашла тело убитого Осириса, на мгновение оживила его чарами и зачала от него сына - Хора. Забальзамировав тело Осириса, она соорудила для него гробницу и оплакивала его.

Статуя Сененмута и принцессы Нефрура

egyptian_sculptureСтатуя изображает сидящего мужчину, облаченного в длинное облегающее одеяние. Он поджал ноги, сложил руки на коленях. Его тело выполнено в форме объемного равностороннего квадрата, что позволило назвать такие статуи кубообразными. Этот тип статуй, впервые появившийся во время Среднего царства и изображавший частных лиц, сохранил свою популярность на протяжении всего Нового царства и Позднего времени.

Кубообразная статуя - самый оригинальный и, пожалуй, самый египетский тип скульптуры. Его можно объяснить, как художественную интерпретацию надежды на возрождение: подобно утробе, блок камня «вмещает» в себя умершего, сидящего в позе зародыша и ожидающего, когда в знак его нового существования взойдет солнце. Если солнечные лучи коснутся его лица или же его имя будет произнесено, он сможет подняться из своей гробницы и «выйти в свет дня».

Рельеф Фараона Тутмоса III, повергающего врагов

egyptian_sculptureТутмос III взошел на престол после того, как приблизительно в 1497 г, до н.э. скончался его отец, однако был слишком молод для того, чтобы стать царем. Его мачеха Хатшепсут стала регентшей, позже практически узурпировав престол. Она продержалась у власти более двух десятилетий и затем, после смерти, была вычеркнута из анналов египетской истории.

Если Хатшепсут сфокусировала свои силы на реорганизации внутреннего устройства страны, то с приходом к власти Тутмоса III Египет начал активную военную внешнюю политику. Царю пришлось восстановить египетский контроль над Сирией, в Нубии он продвинул границы своего государства вплоть до четвертого порога Нила. Именно при нем египетская внешняя экспансия достигла своей наивысшей точки. Как и все фараоны, он благодарил богов, возводя новые грандиозные сооружения на территории храмового комплекса в Карнаке. Выражение признательности также было демонстрацией силы, включая в том числе и право вычеркнуть из исторической памяти упоминания о ненавистной предшественнице.

Статуя сидящей богини Сехмет

egyptian_sculptureСехмет была богиней войны и олицетворяла божественный гнев. Ее имя переводится как «могучая», она почиталась как «великая чарами», «пламенеющая ликом», «та, чья сила подобна бесконечности». В наши дни ее великолепные изображения, выше человеческого роста, можно увидеть во многих музеях. Она изображена с изящным телом женщины, львиной головой, с гривой, в длинном трехчастном парике. Солнечный диск на ее голове говорит о том, что она - дочь солнечного бога Ра. В левой руке богини - анх, символ вечной жизни.

На голове статуи Сехмет из Берлина также виден фрагмент поврежденного урея. Священная кобра почиталась как защитница царя, была символом царской власти и, в свою очередь, также была воплощением дочери Солнца.

Статуя царицы Тейе

egyptian_sculptureЛицо этой удивительной статуи не передает идеальной юной красоты, это портрет пожилой женщины с морщинистой, загоревшей под лучами африканского солнца кожей. Ее глаза полуприкрыты тяжелыми веками, а уголки губ опущены вниз. Художник великолепно передал характер мудрой, властной, многое пережившей женщины. Ее звали Тейе; о ней известно намного больше, чем о других царицах XVIII династии; более знаменитой была, пожалуй, только Хатшепсут.

Тейе являлась «великой супругой царской» Аменхотепа III, который правил Египтом, обожествленный как солнечное божество, в эпоху его наивысшего расцвета. В качестве залога к его двору прибывали «дипломатические жены» - дочери царей Вавилона, Сирии и царства Митанни, расположенного в верхнем течении Евфрата. По его приказу были возведены грандиозные храмы в Карнаке, Луксоре, Мемфисе и Солебе.