+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Итальянская скульптура ХVII–ХVIII веков в России

Итальянская скульптура в России при Петре I

Italian_sculptureКак известно, до самого конца ХVII столетия Россия не знала круглой пластики из-за запрета православной церкви, боровшейся с языческими «идолами», которые ассоциировались и со статуями. Положение кардинально изменилось только в царствование Петра I (1672–1725), реформы которого затронули все стороны жизни страны и полностью изменили также русскую культуру и искусство. Его энтузиазм по отношению к скульптуре не вызывает никаких сомнений. Примером новых преобразований может служить история церкви Знамения Богоматери в Дубровицах (под Москвой), уже около 1697–1698 годов украшенной каменной круглой пластикой (в экстерьере) и рельефными композициями из стукко (в интерьере).

Савва Лукич Владиславич (Рагузинский) – негоциант Петра I

Italian_sculptureНаибольших успехов в заказе и покупке скульптуры добился именно Савва Владиславич, в русской литературе обычно именовавшийся Рагузинским (около 1669/70–1738)3. В этом деле он проявил не только понимание предмета и хороший вкус, но и разумную инициативу. Большинство статуй и бюстов выполнялось на заказ ведущими скульпторами Венеции, тем самым решалась задача добиться нужного тематического и стилистического единства в соответствии с программой, которую он сам разработал. В качестве материала использовался только мрамор, более подходящий к суровому климату Петербурга, а не местный камень, который обычно употребляли для садовой скульптуры в Италии.

Юрий Иванович Кологривов – агент Петра Великого

Italian_sculptureОдновременно с Рагузинским покупками скульптуры в Италии занимался Юрий Иванович Кологривов (около 1690–1754), первый художественный агент Петра Великого. В начале 1718 года он приехал в Рим с заданием приобретать скульптуру. Найдя ситуацию здесь очень благоприятной, он уже летом того же года смог отправить в Россию большую партию произведений искусства (33 статуи и группы, 41 бюст, 25 рельефов, а также вазы и столы). Однако судя по сохранившимся произведениям и сведениям о стоимости других, можно заключить, что среди них не было выдающихся памятников, за исключением античной статуи «Старик» (ныне в Эрмитаже).

Скульптура Италии в России при Елизавете Петровне

Italian_sculptureПосле смерти в 1725 году Петра Великого интерес к скульптуре, не имевший глубоких корней в России, угас совершенно. В случае необходимости соответствующие скульптуры просто перемещались из Летнего сада в Царское Село или использовались для украшения других императорских резиденций. Только в конце царствования Елизаветы Петровны, в 1750-е годы, судя по сохранившимся документам, были приобретены несколько мраморных групп и статуй, предназначенных для украшения садов и парков. Ни одно из этих произведений, впрочем, не поступило позднее в Эрмитаж.




Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой

Положение начинает меняться только в 1760-е годы. Важную роль здесь сыграл Иван Иванович Шувалов (1727–1797), основатель и первый куратор Академии художеств в Петербурге. Попав в немилость после воцарения Екатерины II, он вынужден был отправиться в путешествие за границу, которое продолжалось около четырнадцати лет (1763–1777).