+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

История Российской скульптуры

300 лет русской скульптуре

russian_sculptureЗа 300 лет русская скульптура прошла важнейшие ступени своей эволюции: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классицистических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанному с прогрессивными идеями русского демократического общества.

На рубеже XIX-XX веков скульптура была подвержена сложным, обновленческим процессам, происходившим в искусстве, закончившимся подъемом советской монументальной пластики.

Петровские скульпторы

Первыми скульпторами в России, работавшими в стиле барокко, стали иностранцы: А. Шлютер, К. Оснер, Н. Пино, Б.К. Растрелли, которые были, по выражению дореволюционного исследователя Н.Н. Врангеля, «преобразователями старого и насадителями нового искусства». Различные тенденции и идеи, привнесенные ими из-за рубежа, постепенно перерабатывались на русской почве, приобретая качественно новый характер.

Классицизм в русской скульптуре

В петербургских памятниках Петру I - Э.М. Фальконе и А.В. Суворову Козловского присутствуют уверенная непринужденная постановка фигур, ясность и цельность силуэта, красота пропорций, выразительность и завершенность форм. Под влиянием патриотического подъема и широкого воодушевления народных масс в эпоху Отечественной войны 1812 года Щедрин, Мартос, В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов разрабатывали в своем творчестве темы мужества, патриотизма и народной героики (памятники Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Ивану Сусанину - Мартоса, Колесница Победы на аттике арки Главного штаба - Демут-Малиновского и Пименова).

Станковая русская скульптура

Конец 1830-х - 1840-е годы стали временем перелома и поиска новых путей в русской скульптуре. Монументально-декоративные и монументаль­ные формы, играющие большую роль в искусстве классицизма, постепенно уступают место станковым. Начинает более активно развиваться демократическая линия скульптуры, ориентированная на социальные запросы времени и отражение жизни народа.

Критический реализм в русской скульптуре

Тема социального неравенства и тяжелой доли простых людей нашла яркое отражение в работах жанриста-передвижника Позена, стоящего, в отличие от Лансере, на позициях критического реализма. Показанные в 1880-1890-х годах на передвижных художественных выставках его небольшие скульптуры: "На волах", "Переселенцы", "Нищий", "Пашня в Малороссии" - получили высокую оценку за правдивое изображение тяжелого труда и нищенского существования российских крестьян.