+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Критический реализм в русской скульптуре

Тема социального неравенства и тяжелой доли простых людей нашла яркое отражение в работах жанриста-передвижника Позена, стоящего, в отличие от Лансере, на позициях критического реализма. Показанные в 1880-1890-х годах на передвижных художественных выставках его небольшие скульптуры: "На волах", "Переселенцы", "Нищий", "Пашня в Малороссии" - получили высокую оценку за правдивое изображение тяжелого труда и нищенского существования российских крестьян.

Известный критик В.В. Стасов призывал русских художников быть ближе к действительности и вскрывать социальную сторону жизненных явлений.

Больших успехов в области портретного жанра во второй половине XIX века достигли Антокольский, Гинцбург и A.M. Опекушин. Интерес к народной жизни и быту людей вызвал у них желание раскрыть образ человека в обычной, будничной обстановке, придав портрету жанровую трактовку. В портретных статуэтках Гинцбург запечатлел в самых различных позах, часто за работой В.В. Верещагина, Л.И. Толстого, В.В. Стасова, Антокольского, И.Е. Репина и других.

Мастером портрета являлся Антокольский, который, уйдя от условных приемов исторической скульптуры, создал убедительные образы, наполненные большим внутренним содержанием: "Иван Грозный", "Нестор-летописец", "Петр I", "Христос перед судом народа".

Галерея исторических портретов была представлена скульптором Опекушиным в памятнике Екатерине II в Петербурге (автор проекта М.О. Микешин), среди которых славные сыны отечества: Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев-Задунайский, А.Г. Орлов-Чесменский, А.А. Безбородко, А.В. Суворов.

Вершиной творчества Опекушина стал памятник А.С. Пушкину в Москве, в образе которого органично соединяются величие и благородство с лиричностью и проникновенностью, что было впервые в истории русской монументальной пластики.