+7 (495) 755 01 83
задать вопрос  

Материалы сайта

Символизм в русской скульптуре

В скульптуре начала 1900-х годов новые тенден­ции постепенно приводят к смене живописно-импрессионистической трактовки формы на ее конструктивно-архитектоническое решение и возвращение пластике декоративных качеств. Одним из первых скульпторов, отошедших от импрессионизма, был Матвеев, который, опираясь на традиции русской и мировой классики, обращался к поискам предельно ясной и простой скульптурной формы, считая, что замысел художника может быть передан через раскрытие и постижение выразительности обнаженного человеческого тела.
 
Созданные Матвеевым под влиянием символизма скульптурные композиции органично вошли в садово-парковый ансамбль крымского имения Я.Е. Жуковского в Кучук-Кое: "Успокоение", "Сон", "Спящие мальчики", "Утро", "Вечер" и другие. Символистскую трактовку образа также можно видеть в работах Голубкиной - Портрет Андрея Белого, "Спящие".

Новаторскими произведениями, выполненными в лучших традициях русской деревянной скульптуры, являются работы Матвеева - "Голова мальчика", "Каменотес", - представляющие уже иное движение в отечественной пластике.

Другая линия в развитии скульптуры, направленная к декоративности и ярко выраженному национальному характеру произведений, наиболее проявилась в творчестве Коненкова и Андреева. С большой фантазией из кусков дерева с природными наростами и корнями, умело используя фактуру и текстуру материала и применяя раскраску, Коненков создает сказочно-фольклорные персонажи: "Стрибог", "Леший", "Старичок-полевичок", "Еруслан Лазаревич".

Много экспериментировал с цветом в скульптуре Андреев, выполнив красочную серию портретов и статуэток представителей крестьянства различных российских губерний: "Мордовка в национальном головном уборе", "Тульская крестьянка", "Панька", "Мордовка с двумя снопами".